Ночной хищник налим
«Рыбалка – это не увлечение, не привычка и, тем более, не просто желание заняться чем-нибудь в свободное время.
Рыбалка сродни поэзии: это – состояние человеческой души».

Пришла поздняя осень. В прошлом месяце я ловил окуней на малька, а теперь решил поохотиться за налимами.

Похолодало, вода остыла, небо нахмурилось. Значит, налим ожил. Я подготовил две донки, садок, наживку и позвонил другу Анатолию. Тот согласился поехать со мной и уже к вечеру сообщил, что купил свежемороженую салаку.

- Думаю, налим от нее не откажется.

- Конечно, но я захвачу еще и пескариков.

В назначенный день с утра зарядил дождь, поднялся ветер, температура приблизилась к нулевой отметке. Я тепло оделся, взвалил на спину тяжелый рюкзак и отправился на Курский вокзал. На платформе, съежившись от пронизывающего ветра, ждал меня Анатолий.

Через четыре часа мы были во Владимире, засветло добрались до Клязьмы. Выбрали ровный, подмытый берег, натянули палатку, устроили костер и принялись налаживать снасти. На моей донке плоский тяжелый груз, который не сносит течением. Шнур намотан на шпулю от лески со сточенным передним бортиком и приделанной сзади проволочной ручкой. Я беру ручку в левую руку, а правой забрасываю груз. Благодаря спиленному бортику шнур легко сбегает со шпули, а после заброса я одеваю ее на согнутую стойку с упором. Таким приспособлением я пользуюсь уже много лет.

Осенью смеркается рано. Мы насадили салаку и пескариков, забросили донки и сели ужинать. Потом пошли в палатку. Вскоре я уснул, утомленный дальней дорогой.

Проснулся от толчка в бок.

- Слышишь?

Я напряг слух и услышал мелодичный звон моего колокольчика.

Подбежал к донке. Колокольчик приподнялся, а леска натянулась. Вдруг она ослабла. Я подсек, почувствовал тяжесть. Подтянув рыбину поближе, выбросил ее на берег, как тяжелое полено.

Чтобы не вытаскивать в темноте крючок, я отстегнул поводок. На берегу налим ожил: свернулся в кольцо, потом распрямился, потом опять свернулся.

Странная рыба, не правда ли? Нерестится не весной, а зимой, в январе, когда на реке уже толстый лед. Берет не утром и вечером, а ночью, да притом темной и холодной. Налим не любит солнечного света и теплой воды. Летом он забивается в норы, под коряги, под камни.

Туловище налима вытянутое, поджарое, на коже мелкая чешуя, покрытая слизью. Два спинных плавника: один небольшой, закругленный, другой продолговатый, тянущийся до самого хвоста. Такой же длинный анальный плавник тянется к хвосту снизу.

Рот у налима широкий, с мелкими острыми зубами, на подбородке - усик.

Окраска бывает разной, в зависимости от цвета дна и воды. Когда мы возвращались домой, Анатолий рассказал мне, что в Плещеевом озере в Ярославской области кроме обыкновенных желто-бурых налимов попадаются еще и черно-мраморные, которых местные жители в пищу не употребляют.

Ловят налима на донную удочку, лучше с катушкой. Он неравнодушен к пескарям и ершам, но берет и на мелкую морскую рыбешку, и на рыбьи внутренности, и на червей.

Насадку налим срывает редко. Почувствовав крючок, он не пытается освободиться и может спокойно сидеть на крючке всю ночь. Обычно он глубоко заглатывает, поэтому нужно иметь с собой запасные поводки.

Б.Абакшин

Летние караси

После прогрева воды карась уходит с мелководья на более глубокие места в камыши, где температурный режим благоприятный для существования и обильного кормления, а значит, и активного клева.

Щуки и карабины

Лед встал. Любители бершового экстрима по традиции проваливаются и даже тонут. Что тут скажешь? Кроме философских рассуждений ничего в голову не лезет. А вот щукари-жерличники — совсем другое дело.

А мне везет не только с белой рыбой, но и с хищником

Говорят, кому повезет, у того и петух снесет. Вообще-то, мой основной способ — это ловля в проводку удилищем с катушкой. Всю белую рыбу, которую только можно поймать в наших широтах...

Ловля сига в Туве

Сиг, хоть крупный, хоть не очень, всегда высоко ценится на зимней рыбалке. Те, кто регулярно за ним охотятся, разработали для него особые приманки и соответствующую тактику. Вадим Назаров из Ивановской...

Рыбалка в июне в дельте Волги

Если в средней полосе говорят: «Июнь — на рыбалку плюнь», — то в Астрахани все наоборот. Это время, когда вода после весеннего паводка начинает убывать, а из прогретых летним солнцем...

Способы ловли щуки. Игра на добивание

Отправным моментом, пробудившем во мне осознанный интерес к этому очень важному тактическому приему в спиннинге, послужил один заурядный, в общем-то, эпизод, имевший место без малого два десятилетия назад. В тот...