Другой Кольский
«Рыбалка – это не увлечение, не привычка и, тем более, не просто желание заняться чем-нибудь в свободное время.
Рыбалка сродни поэзии: это – состояние человеческой души».

Рыбалка на Ловозере

Несколько лет назад я впервые побывал на Кольском, и теперь каждый год этот удивительный край манит меня к себе. Вспоминаю чистый воздух, грохочущие водопады и, конечно, увлекательнейшую рыбалку. Но ... за несколько лет даже самая лучшая рыбалка для меня начинает терять интерес. Вот и в этом году собирал рюкзак с двойственным чувством — не терпелось попасть на свою любимую речку, где «брал» серебристых красавиц — семг, с другой стороны, испытывал неодолимое желание почувствовать вкус чего-то еще неизведанного ...

За несколько дней до отъезда вновь пересмотрел карту Кольского: может, на эту речку забраться или по этой сплавиться?.. Решение пришло неожиданно — а почему бы после основной рыбалки не поехать ..., например, на Ловозеро? Потом на Сейдозеро? Какая там рыбалка?.. Позвонил приятелям — предложил задержаться дня на три-четыре. Идея была воспринята вяло, и я не стал особо настаивать, а просто сдал свои билеты и купил новые, чтобы уехать не тремя, а пятью днями позже.

Сходим с поезда. Встречающие нас знакомые местные мужики легко подхватывают наши рюкзаки, помогают загрузиться в машины. Всего несколько часов пути — и вот я уже полной грудью вдыхаю воздух, искрящийся мельчайшими брызгами близкого водопада.

С каждым годом мне все сложнее забирать для ухи свою добычу — сильную, пришедшую в реку для продолжения рода благородную семгу. Все чаще я аккуратно отпускаю ее в реку. Вот и сейчас, когда уставшая от длительной борьбы рыбина, из последних сил делая отчаянные попытки освободиться от крючка, все-таки вынуждена подойти к берегу, я, надев перчатку, чтобы не обжечь семгу своей разгоряченной от борьбы ладонью, освобождаю ее от крючка и, не вынимая из воды, отпускаю... Красавица обдает меня фонтаном брызг — и вот она уже на середине русла.

Незаметно пролетело несколько дней.

Садимся в поезд. Мои друзья и не заметили, что у меня билеты Мурманск — Ловозеро. Через несколько часов, когда наша компания пила уже не первую бутылочку пивка и травила рыболовные байки, я подхватил рюкзачок, тубус со снастями и, быстро попрощавшись, направился к выходу. Изумленные лица друзей... бестолковые вопросы, такие же ответы... Сказал, что буду в Москве через недельку — обязательно отзвонюсь. «У тебя здесь девушка, что ли?» — расслышал я под убыстряющийся стук колес уносившийся в даль вопрос. «Да нет! У меня тут желание увидеть другой Кольский!» — ухмыльнулся я в никуда. Другой — неведомый для тысяч приезжающих сюда рыболовов. Другой — где не грохочут порогами реки, но о котором ходят легенды. Тот Кольский, о котором знают иностранцы, и не знаем мы — владеющие этой удивительной землей люди.

Перед самым отъездом мне на глаза попалась академического вида книга, из нее я узнал, что именно в этом месте когда-то был центр мира, что Сейдозеро — священное озеро, которое и сейчас поражает своими загадками и чудесами. А его труднодоступность не облегчает их решение.

На часах — шесть утра. Я стоял на перроне и смотрел вслед поезду, увозившему моих друзей. Может, зря я затеял эту авантюру? Ну да ладно, где наша не пропадала!

Нашел местную гостиницу. «Мест нет» — сказала молоденькая, довольно симпатичная администраторша, строго нахмурив брови. Но уже через полчаса поила меня ароматным чаем с домашними пирожками с морошкой. А еще через некоторое время подъехал ее брат, работающий в рыбинспекции, и, несмотря на столь ранний час, согласившийся мне помочь. Моей безумной идее — несколько дней пожить одному на озере в палатке или в зимовье, если таковое имеется, он, казалось, ничуть не удивился. Обстоятельно рассказал об озере, по карте показал местонахождение избушек, где лучше порыбачить. А еще через пару часов я оплатил лицензию, купил несколько баков бензина, меня снабдили оленьими шкурами и, дав в пользование моторную лодку, сопроводили в зимовье, находящееся на другом конце озера. По дороге заехали к местным рыбакам, которые с гордостью продемонстрировали свой улов — несколько огромных сигов и пару небольших кумжечек. Захотелось быстрее добраться до места и испытать на уловистость свои приманки. Выпили крепко заваренного чаю, поговорили про рыбалку, о погоде, о жизни в большом городе. Мне пришлось выслушать их соболезнования, что и «хорошим людям приходится жить в больших, неухоженных, неродных городах».

Пока продвигались к намеченному зимовью, ребята показали фарватер, уделяя внимание особо опасным участкам. Все коварные камни здесь обозначены — к ним накрепко привязан кусок пенопласта или просто пустая бутылка.

В зимовье — сухие дрова, заготовленные предыдущими гостями, чайник и другая кухонная утварь, отдраенные до блеска. Приятно, когда люди, не знающие тебя, позаботились, чтобы тебе было хорошо...

Смеркалось. День, начавшийся так рано, пролетел в одночасье. Договорились, что за мной приедут к вечеру четвертого дня. Гул моторов стих вдали. На озеро лег легкий туман. Грусть, навеянную тишиной и ласковым потрескиванием костра, запил чайком, в который добавил ароматных трав, и улегся спать.

С рассветом, когда звезды еще не погасли, а солнечные лучи уже будили утренних птиц, я вышел из зимовья. Спешить было особо некуда. Еще раз по карте изучил свое месторасположение, прикинул расстояние до ближайших речек, впадающих в озеро, позавтракал и отправился на рыбалку.

Сегодняшняя рыбалка была для меня не просто удовольствием: от моего умения ловить рыбу зависело, буду я вечером пить только чай или смогу побаловать себя рыбкой, приготовленной на костре. Через два часа, более-менее обследовав ближайшую часть озера, я с грустью должен был признать, что мои приманки не работают! Появилась крамольная мысль насадить червя на тройник воблера и попробовать таким образом добыть себе пропитание. Правда, «сдался» я лишь после четырех часов безрезультатного «хлестания» воды. Причалив к берегу, добыл каких-то крупных черных, похожих на муравьев насекомых. Отплыв к заболоченной части озера, насадил одного из них на крючок тройника и аккуратно закинул практически под самый берег. Поклевка не заставила себя ждать! И через пару минут некрупная щучка уже билась в лодке. Еще заброс, еще — и через некоторое время мой улов состоял из нескольких довольно крупных сигов, нескольких щучек и окуней. С «промысловой» рыбалкой можно было «завязывать». Ставлю небольшой твистер перламутрового цвета с груз-головкой около 10 - 12 г и аккуратно кладу приманку в маленький водоворот — выход небольшого ручейка в озеро. Проводку делаю не спеша, давая приманке то свободно опуститься почти до самого дна, то поднимаю ее почти на поверхность. Несколько забросов — ничего.

Солнце прячется за тучи, судя по всему, скоро начнется дождь. Осенняя хмарь быстро затягивает небо. Очередной заброс, неспешная проводка... В голове мысли: «, наверное, пора сматывать удочки, а то попаду под проливной дождь, а сушиться негде». Неожиданный удар по блесне, на который я в первые секунды даже не отреагировал — так увлечен был своими мыслями. И только когда через несколько мгновений мой спиннинг буквально «завязало» узлом, я начал подводить добычу к лодке. Вот она, моя красавица! Некрупная кумжа, а вскоре и ее подружка стали достойным завершением рыболовного дня.

Несколькими часами позже, с удовольствием потягивая ароматный травяной чай после сытного ужина, я вспоминал древние легенды, связанные с этим озером. Самая интересная, на мой взгляд, была о том, что существуют подтвержденные факты о существовании в этих местах снежного человека. Вот и один из егерей, который меня сюда провожал, рассказывал, что к этому зимовью каждую зиму приходит большая, до трех метров ростом, обезьяна и кормится подачками охотников, а по весне опять уходит в сопки...

Любуясь ранним северным сиянием и погрузившись в философскую полудрему, рядом с весело потрескивающим костром, вдруг ощущаю на себе чей-то взгляд... подозрительный треск ломаемых ветвей... и, да простит меня читатель, — я не знаю, кто это был — снежный человек или медведь, привлеченный ароматом свеже-поджаренной рыбы, но в зимовье я оказался за считанные секунды и для верности подпер изнутри дверь надежной болванкой. На некоторое время я весь превратился в слух, пытаясь услышать, что творится снаружи, и от напряжения не заметил, как уснул.

Все-таки хорошая вещь оленьи шкуры (егеря, провожающие меня в зимовье, предоставили их в избытке) — мою вчерашнюю усталость как рукой сняло.

Утром, умывшись и выпив крепкого чая, я отправился на дальнейшую разведку озера. Щука ловилась в изобилии. И что примечательно: у нее было слегка розовое мясо и очень мощные челюсти, гораздо более устрашающие, чем у щуки, обитающей в водоемах средней полосы. Ну а розоватый цвет мяса, наверное, у щуки был от того, что она здесь часто лакомится лососевыми. В тот день я взял еще несколько средних по размеру сигов и кумжечек.

Весь следующий день посвятил путешествию по озеру. Солнечный день весьма к этому располагал. Я открыл для себя очень многое — увидел неизвестные пентаграммы, тень на идеально отшлифованной скале огромных размеров, которая по одной легенде принадлежит Иисусу, а по другой — вождю племени Титанов. Да, насчет легенд можно долго искать истину, но, если вам, уважаемый читатель, хочется изведать неизвестное, помимо увлекательной рыбалки прикоснуться к тайне — не обязательно обращаться в туристические компании, откройте карту Кольского полуострова и не бойтесь приехать сюда «на авось». Это одно из немногих мест, где сохранилось хорошее отношение к путешественникам и где всегда готовы оказать вам помощь.

А.Иванов

Записки деревенского рыболова

Ловить рыбу я начал в раннем детском возрасте на протекавшей около моей родной деревни Бори (Псковская область) небольшой речке Вердуге. Конечно, уловы тогда были небольшими, хотя Вердуга в те годы...

Спасенная репутация

Прошлым летом я и приятель вместе с женами отправились на неделю порыбачить на реку Урал. Лагерь разбили на левом берегу и поспешили к воде — выбрать подходящее место для рыбалки...

Налимьи сумерки

В конце ноября мне с напарником удалось сделать вылазку на Рыбинское море, которая выявила некоторые закономерности клева налимов на мормышку и на живца. Рыбалка началась с ловли живца прямо в Рыбинске...

Техника матчевой ловли

Откровенно говоря, я никогда бы не стал затрагивать эту тему, если бы своими глазами не наблюдал ловлю рыбы примерно с 50-метрового расстояния от берега на 18-м Чемпионате Мира в Болгарии...

Ловля карася на сильно заиленном дне

Довольно часто при ловле карася рыболову приходится сталкиваться на прудах с сильно заиленными, довольно «рыхлыми» участками дна, расположенными как вблизи, так и вдали от берега.

Камчатская микижа

Камчатская микижа — Parasalmo mykiss (Walbaum, 1792). Камчатская сёмга, стальноголовый лосось; Kamchatka steelhead (англ.).