Карельский экстрим
«Рыбалка – это не увлечение, не привычка и, тем более, не просто желание заняться чем-нибудь в свободное время.
Рыбалка сродни поэзии: это – состояние человеческой души».

Все началось больше года назад, когда друзья рассказали мне о Карелии. Я и раньше слышала о ней, но горящие глаза рассказчиков зажгли теперь и мою душу.

Нужно признаться, что я не отношусь к фанаткам, готовым бродить с тяжеленным рюкзаком по горам в дождь и снег и терпеть всяческие лишения. Тем не менее, практически каждые выходные мы с мужем и сыном ездим на рыбалку, а в прошлом году сплавлялись по Днестру на байдарках. Было три довольно серьезных причины, ради которых я была готова на любые трудности: во-первых, я очень люблю собирать грибы, особенно белые, когда их много и они еще совсем маленькие; во-вторых, очень хотелось поймать экзотическую рыбу — огромная семга или громадный лосось вполне бы подошли; и, наконец, дикие живописнейшие места, буйство красок природы, контрасты, глубокие тени так же глубоко врезаются в память и дарят ощущение душевного покоя еще многие годы...

До отъезда организаторы-руководители (они же «отцы-командиры») успокоили нас тем, что в прошлом году они шли на неделю позже и на их долю выпало всего лишь четыре солнечных дня без дождя, поэтому непременно должно повезти... На киевский вокзал нас пришли провожать друзья. Провожали душевно. Чудом никого не забыли и не взяли лишних.

На первой же таможне меня пытались высадить с поезда. В 25 лет я не переклеила фотографию в паспорте... Но и перспектива остаться на каком-то там вокзале меня совершенно не устраивала. Серж (мой муж) пошел на переговоры с пограничниками. Быстро все уладил. Бесплатно. Его наглость и оскорбительная сумма в пять баксов убедили земляков проявить широту души украинской.

... Всю ночь Ищенко храпел на соседней полке. Пришлось пересчитать не одну сотню слоников, пока мерный стук колес не убаюкал меня.

В Питере нас встретил дождь, и экскурсовод Оксана. Кроме всех исторических памятников, которые включала наша обзорная экскурсия, Оксана нам поведала, что с дождем нам жутко повезло, поскольку есть группы, которые плачут, уезжая из Питера, так и не увидев его низко плывущие облака и моросящий дождь, столь характерные для их сурового города...

Еще одна ночь в поезде с храпящим Ищенко, и мы на станции Энгозеро. Опять дождь. Понимая, что дальше пива не достать, мы совершили последний набег на местный магазин. Взяли все, что смогли унести.

До места первой стоянки нас должен был забросить пожарный грузовичок. Не знаю, чем он отличается от обычного грузовика, но эту картину стоит себе представить. Ехали мы двумя группами по 16 человек. У каждого с собой, как минимум, один громадный рюкзак плюс баулы с разобранными катамаранами, плюс хозпринадлежности, плюс питание. Все это представляло огромную кучу, на фоне которой терялся этот самый грузовичок. И даже если удавалось представить себе, что вещи в него поместятся, куда сядет столько народу, воображение рисовать отказывалось. Тем не менее, восемь человек сели в кабину (ну, не то, чтобы сели...), остальным пришлось впрессовываться в кузов. Кому повезло, даже могли стоять на обеих ногах.

Шел дождь... Ехать было не далеко — 40 км. Часа за три с половиной добрались. Стали лагерем. Рядом разместилась вторая группа — туристическая. У одного из «туристов» была весьма экзотическая стрижка под «ирокеза», за что всю группу тут же окрестили «зусулами», а их руководителя, соответственно, — зусульским вождем. Сереже (моему 10-летнему сыну) в Питере в память о городе купили... бумеранг... Ну, что сам себе выбрал, то и купили. Пока все занимались своими делами — ставили палатки, собирали катамараны, готовили ужин, шел дождь, — ребенок осваивал сложную технику. Вскоре начало получаться, но никакие уговоры не могли заставить его бросать бумеранг в поле. Единственной его целью были зусулы, а точнее — их вождь. Большинство, конечно, успевали пригнуть головы в последний момент... пока бумеранг не попал в зусульский плен. Вообще, Сережа почему-то был явно неравнодушен к соседям. Весь поход он натягивал веревки и ставил капканы на зусулов. А на «своих»... он их отрабатывал. К сожалению (или к счастью), ни один зусул до конца похода так и не попался, а я пару раз едва не загремела.

С погодой нам повезло меньше, чем прошлогодней группе. За весь поход не было ни одного дня без дождя. Правда, выдалось пару дней хорошей погоды, но даже в эти дни нас окропил небольшой дождик. Большая часть похода запомнилась как по-осеннему холодный, моросящий дождь, серое, очень низкое небо. Вещи не успевали сохнуть, многие так и ходили в мокром. Было две теплые ночи: первая и последняя. Все остальные вспоминаются с крупной дрожью в теле. Не помогало ни термобелье, ни три флисовых свитера, ни спальник до -2°С...

Зато радовала рыбалка: поймать окуня или щучку не составляло никакого труда. Особый интерес представляла собой рыбалка на перекатах на поппер. Воды — по колено. Становишься на камень и выманиваешь щуку из заводи. Один-два заброса, и замечаешь, что из угла заводи «стрелой» показывается ее верхний плавник, догоняет приманку, бьет — промахивается... Продолжаешь проводку — она опять атакует. Есть!!! Теперь самое интересное: как ее взять? Стоишь на камне. Без подсаки. Щука очень даже бойкая. Приходилось заводить в камни и брать руками. Очень зрелищная рыбалка! Масса удовольствия!

Пробовала нахлыст... Вот уж, думала, где будет раздолье для закрепления приобретенных за весну навыков, так это в Карелии! Оступилась на камне... Упала в воду... Сломала катушку... Свалилась с трухлявого дерева в овраг... Короче, с нахлыстом как-то не сложилось.

Об одном дне хочется рассказать отдельно и поподробнее. Наш экипаж: Серж (мой муж), Женя из Днепропетровска, Макс из Запорожья и Ищенко сидят на веслах, Сережа (мой сын) на руле, а я сверху на вещах ловлю рыбу и снимаю на камеру. После дневки на Мурамозере предстоял довольно длинный и сложный переход до озера Гагарино. На интересных с точки зрения рыбалки перекатах останавливались половить рыбку. На очередном перекате, пока все рыбачили, Сережа падает в воду. Ну, что делать, бывает... Снимаю с него все мокрое, с себя часть сухого — одеваю на него и усаживаю на катамаран, радуясь, что без обуви он уже точно никуда не «влезет» и можно чувствовать себя спокойнее. Как всегда, малость отстали от остальных. Пошел дождь...

Отцы-командиры начали подгонять нас по рации (ну, не положено ходить порознь, мало ли чего), и нашим рыбакам пришлось подналечь на весла. Еще пару перекатов, и невдалеке показались остальные катамараны и мост. Мост старый и гнилой, состоит их двух пролетов, один из которых снесен, — в него и нужно проходить. Второй пролет в метре от воды — чисто теоретически, если лечь на баллоны, то и под ним можно бы пройти, но кое-какие вещи точно снесет. Перед мостом налетели на камни. Пока пытались слезть с камней, у Макса унесло весло. Пришлось идти за ним. Течение жуткое, норовит вот-вот сбить с ног, но и без весла на катамаране делать нечего. Обошлось без осложнений. К тому времени, как мокрые по пояс ребята стянули катамаран с камней, поняли, что попасть в нужный пролет у нас шанс небольшой, на всякий случай убрали спиннинги, обсудили свои действия и тронулись.

Течение выбросило нас на центральный «бык» моста, отбиться от него своим весом Максу не удалось, и нас боком затянуло под навесной пролет. Для полной ясности стоит уточнить: у тех, кто сидел на баллонах, был шанс лечь и пройти под мостом, но мы с Сережей сидели на вещах, и нам хоть пригибайся, хоть не пригибайся: пролет прошел бы прямо по, нам... то ли раздавило бы... то ли сбросило бы с катамарана. К счастью, когда нас развернуло, Серж успел (и когда только успел ??? доли секунд были...) упереться ногами в перекрытия моста, и мы остановились. Уже потом делился впечатлениями: «Успел только подумать: или ноги поломаю, или вас...»

Спустившись еще несколько километров вниз по течению, остановились порыбачить. И тут Серж вспоминает, что забыл коробку со снастями на том перекате, где Сережа упал в воду. Это была катастрофа! Ехал сюда ради рыбалки! Скупил «море» снастей! Еще неделя похода, и остаться без снастей!!! Идти против течения на катамаране, да еще через мост — немыслимо. Решают идти с Женей пешком — через топи, болота, леса и буреломы! Да еще и снасти на другом берегу — переходить вброд. Пока их ждали, Макс поймал на вертушку щуку под 3 кг

По тайге... Под дождем... Провалившись в болото, перейдя брод, мокрые изнутри и снаружи, ребята через час вернулись жутко уставшие, но довольные. Пошли дальше. Оставшийся сложный порог прошли без особых проблем. В конце порога на остановке из соседнего катамарана выпала Таня. Даже не хочу представлять себе ее ощущения! Отнесли ей спирт. Довольно быстро ей потеплело, но вот только грести так хорошо, как прежде, ей уже не удавалось...

Наконец-то выдался чудесный, теплый, солнечный денечек. Мы сели на катамаран и отправились рыбачить по заливам озера Гагарино. Когда на катамаране сидит больше трех человек, при ловле в заброс всегда рискуешь поймать позади сидящего. А водичка-то прозрачная: прямо под нами гуляет малек, иногда окунек прошмыгнет... Очень мне нравилось, пока все машут прутами в разные стороны, отпустить буквально метр шнура и дразнить мальков вертушкой с красным хвостиком. Время от времени таким способом ловились окуньки. Если отпустить шнура побольше, окунь ловился чаще, но ничего не было видно. Мне же нравилось наблюдать, как играет хвостик, как на него сбегается малек, долбит и щиплет его... И вдруг, откуда ни возьмись, вылетает огромная пасть, хватает мой хвостик и сваливает! А я все это ВИЖУ!!! Такое зрелище дорогого стоит! Еще ни одна рыбалка не доставляла мне столько удовольствия, восторга и умиления! Но...

Я хорошо знаю, что и как делать, когда клюет щука где-то «на горизонте», например, при троллинге. Есть время, пока она устанет, спокойненько вымотать шнур, приготовить подсаку, в общем, все, как по маслу. А тут: в метре от катамарана мечется бешенная щука, фрикцион визжит, сын Сережа (который перед этим ловил в заброс на воблер) открыл рот от изумления и напрочь забыл о своем воблере, тут же зацепившемся за мой шнур..., и вся эта конструкция так и норовит дать щуке тот самый единственный шанс удрать... Но Серж с подсакой расставил все точки над «i»! Со знанием дела втянул щуку на катамаран, отцепил мою вертушку, профессиональным жестом взял щуку за глаза, чтобы вынуть из подсаки и... Она как дернется! Угадайте с трех раз, что было дальше... ОН ЕЁ УПУСТИЛ!!! Щука упала между баллонами катамарана, но запуталась в Сережиной леске и еще какое-то время металась там, Серж отчаянно пытался схватить ее руками, но рыба махнула хвостом и ушла...

Для этих мест щука в 3 кг — это определенно трофей. Рыбы много, но ловится преимущественно щука 1-1,5 кг. Наступил стопор.

Я не могла поверить, что муж упустил рыбу, он вообще, кажется, не верил во все происходящее. В его глазах была такая смесь изумления и отчаяния, что я тут же поспешила его заверить, что ничего в этом страшного нет, что никакая рыба не стоит восторга, пережитого мною при вываживании, и уж точно ни одна из них не стоит того, чтобы мой Серж расстраивался! А в качестве окончательного аргумента пришлось сказать, что я и так ее собиралась отпустить, так что он просто помог мне в этом нелегком деле... Едва мы успели вернуться в лагерь, снова ливанул дождь...

На следующий вечер мы выехали на рыбалку с Флаером. Только стали на место, я, отпуская свой любимый хвостик на полметра в воду, еще даже дужку катушки не успела закрыть, а он и спрашивает: «Это так ты свою щуку поймала?» — и тут удар — щука!!! Незакрытая дужка... и щука, не засекшись, выплевывает мой хвостик... Да, — говорю, — Флаер, именно так и поймала! После этого случая и он стал поклонником ловли в отвес и в тот же вечер поймал язя и несколько окуней.

Потом многие начали пробовать ловить «по-моему»... и ведь ловили! Иногда это выглядело весьма забавно: вроде бы все ловят в заброс... оборачиваюсь — все сидят «отвесничают». А Женя даже поймал сига — единственную лососевую рыбу за весь поход!

Продрогшая от дождей Карелия произвела на меня такое СИЛЬНОЕ впечатление, что последние пару дней, сжав волю в кулак, я жила только одной мыслью: «домой, хочу домой!». К счастью, народ с юмором смотрел на мое состояние, иногда только советуя друг другу: «тише-тише, лучше молчи!», поскольку юмор я уже тоже плохо воспринимала. В последний день решили сделать «королевскую ночь», а мне «дембельский поезд». Для королевской ночи нашлась дохлая гадюка, и всех заинтриговали вопросом: «В чьем же спальнике она обнаружится утром?» Сон как рукой сняло. Особенно когда гадюка пропала.

В общем, всем Карелия очень понравилась. А чем больше времени проходит с момента нашего возвращения, тем больше она начинает нравиться и мне. Я открыла для себя ловлю на вертушки, на поппер и, конечно же, в отвес. Серж научился чистить окуней (и не только), более того, он делает это с удовольствием. Мы видели белые ночи, попробовали морошку, бруснику и голубику, научились коптить окуней, понюхали багульник, познакомились с интересными людьми и обрели новых друзей. И если когда-нибудь вы соберетесь в Карелию, желаю вам только одного: хотя бы парочку солнечных дней и хорошей компании. И тогда можете быть уверены, что ярких красочных воспоминаний хватит, чтобы забыть обо всех трудностях, которые повстречаются вам на пути.

О.Никольская

На первую в жизни зимнюю рыбалку

Ну, вот и подходит к концу очередная рабочая неделя, и каждый в душе рыболов уже в пятницу начинает строить планы по выходу на большую воду в поиске трофея: смотрит информацию...

Зимой на Урале

В конце ноября ударил сильный мороз. Ночью - минус тридцать. Мы с приятелем отправляемся в отпуск. Кому как, а для нас такая погода лучше всего. Ближайшие к нашему городу водохранилища Рефтинское...

Ловля крупного карася на озере У...

Рыбачу я давно. С раннего детства отец привил нам с братом любовь к рыбалке. Ловлю и спиннингом, и удочками самую разную рыбу. Но предпочтение отдаю нехищной — карасю и карпу...

Вкус икры под микроскопом

Современные научные методики позволяют с помощью ДНК-анализа идентифицировать чёрную икру и узнать её происхождение вплоть до конкретной особи. Чтобы отличить браконьерскую икру от аквакультурной, существуют два уровня анализа.

Пылесос рогатый

Было это в самом начале экономической вакханалии, принесшей в наших краях обнищание множеству семей и тоску большинству рыбацких компаний. Наша компания распалась почти полностью, и мы с тезкой, соседом по...

Осенняя ловля леща на течении и её особенности

С похолоданием воды лещ на течении постепенно перестает покидать глубокие места и концентрируется в ямах, но пока еще не русловых. Поведение леща становится осторожным и довольно привередливым, и чтобы остаться...