Окуневый жор при гостях
«Рыбалка – это не увлечение, не привычка и, тем более, не просто желание заняться чем-нибудь в свободное время.
Рыбалка сродни поэзии: это – состояние человеческой души».

Белое озеро. Гродненская область

Я не знаю ни одного человека, который, отправляясь на рыбалку, заявил бы: «Сегодня я рыбки наловлю!», и обязательно вернулся с уловом. Исключение составляет разве что мой отец. Он, правда, перед рыбалкой вообще никогда ничего не говорит, кроме: «Мать, ты не помнишь, куда я прошлый раз удочки свои засунул?», но ни разу еще не вернулся с озера пустой. Хоть пара-тройка плотвичек или окушков у него будет обязательно! И это даже в том случае, когда у остальных не будет ничего.

Обычно мы пытаемся обмануть самих себя. Не знаю, как вы, но я себя — точно! О, этот внутренний монолог!... «Да я только на пару часиков. Так, время убить. Побросаю блесенку и все...» Хотя где-то в глубинах рыбацкого подсознания всегда теплится надежда, что именно сегодня случится та-ко-е!.. О чем мечтать даже страшно.

Рыбная ловля — дело тонкое. Это я для тех случайных читателей, кто ни разу не был на рыбалке и для кого она укладывается в простую и обидную для разбирающегося в ней человека формулу «разливай, да пей!». Для них же добавлю, что рыбалка — дело не только тонкое, но еще и хитрое, и непредсказуемое. Ведь рыба, она женского рода и поэтому капризна. Хочет — клюет. Не хочет... Ты хоть весь наизнанку вывернись, плевать она хотела и на твои дорогущие воблеры, и на твистеры, и на самых свежих и аппетитных опарышей и мотылей!

Но бывает и наоборот. Не так часто, как хотелось бы, но бывает. И, как правило, случается такое, опять же, непредсказуемо.

Прошлым летом я, как обычно, отдыхал на родине в Белоруссии. Маленькая деревянная «фазенда» моих родителей в тридцати километрах от Гродно. Вокруг леса. Удивительные леса — сосны, песок, мох, вереск. Среди всего этого «санатория» — грибы, ягоды. Но самое главное — в десяти минутах ходьбы Белое озеро. На нем я и провожу большую часть своего отпуска. Иногда даже ночую в лодке. Кстати, именно на этом озере вот уже лет сорок рыбачит и мой отец. Водоем достаточно интересный: километра полтора шириной и длиной километров десять. Глубины — до семи метров. Лещ, линь, плотва, ерш, уклейка, окунь, щука. Встречается карп. Если повезет, можно поймать и угря (увы, в последние годы все реже). Но сегодня речь у нас пойдет об окунях. Точнее, о рыбацком везении. Или о каких-то неведомых нам покровительственных знаках свыше. Или снизу, из водных глубин. Если верить в водяных, русалок и Нептунов.

В самом начале августа приехал ко мне в Гродно мой приятель Макс. Приехал из Москвы буквально на несколько дней. Мне очень хотелось предложить ему в эти дни полную белорусскую «культурную программу», поэтому один день мы посвятили сбору грибов, а два оставшихся — рыбалке.

Макса трудно назвать «сумасшедшим рыболовом». Но он достоин уважения хотя бы за то, что не считает рыбалку пустой тратой времени, а рыболовов «чокнутыми».

На грибах не будем останавливаться, хотя красавцев-подосиновиков и крепеньких моховиков в тот день мы нарезали, надо признаться, изрядно! Итак, переходим к рыбалке.

Раннее летнее утро... Над водой клубится туман. Солнце только еще собирается выглянуть из-за кромки леса на противоположном берегу озера. Мы с Максом стоим в камышах и наслаждаемся всей этой тишиной. Разумеется, не просто наслаждаемся, но и ловим рыбу!

Ловим на поплавочные удочки. Клюет неплохо. То есть могло быть и лучше. Это нас немного огорчает. Но, с другой стороны, могло быть и хуже! Обычный стандартный местный утренний набор: плотва, подлещик, изредка — некрупный окунь. Попадаются пескарь и уклейка. Мы вполголоса переговариваемся, дымим сигаретами, шутим. Но надо быть начеку! Впрочем, как и всегда на рыбалке. Место прикормленное, очень вероятно, что может подойти и лещ. А случаи такие у меня здесь бывали! Недалеко от берега, на глубине полтора-два метра я вытаскивал лещей до двух килограммов весом. Но, к большому сожалению, в это утро мы их так и не дождались. Ни лещей, ни принадлежащих им килограммов...

Солнце пригревает все сильнее. От тумана не осталось и следа. Мы выходим на берег, завтракаем, лежа на теплом и чистом песке. Потом раздеваемся и долго плаваем в зеленоватой озерной воде... (разумеется, не в том месте, где ловим).

— Ты знаешь, Макс, вот солнышко еще поднимется повыше, ветерок подует, волна пойдет, и я покажу тебе, как нужно ловить на спиннинг окуня!..

— Ну, ну!.. — улыбается Макс, — твои слова да Богу в уши!

Мы выуживаем еще по десятку подлещиков, и наступает полдень...

Солнце припекает все жарче. Подул устойчивый южный ветер и погнал хорошую волну. Именно в такую погоду, хорошо помню, ловил я в этом месте несколько лет назад окуня поплавочной удочкой на пескарика.

— Ну, что, Макс? Готовься. Ветер в правое ухо — будет клев! «Местная народная примета», — говорю я, доставая спиннинг и свою любимую серебристую «Аглию лонг» №1.

Первый заброс — перпендикулярно берегу, подальше — не приносит результата... Забрасываю еще раз, туда же, даю блесне опуститься на дно и начинаю вращать катушку. Два оборота и сразу удар!.. После короткой борьбы первый полосатый красавец плавает в садке.

— Учись, студент, пока я жив! — шучу я и делаю очередной заброс.

— Да это так, случайность! — парирует Макс.

— Случайность, говоришь?.. А это мы сейчас посмотрим! — я опять даю блесне коснуться дна, несколько оборотов катушки, и опять поклевка!..

Короче говоря, за час с небольшим я поймал тридцать восемь неплохих окуней. И что интересно, все поклевки происходили на «пятачке» диаметром метров пять. У самого дна. Забросы дальше или ближе, вправо или влево не приносили результатов.

Вечером мы сварили вкуснейшую уху со всеми, разумеется, сопутствующими этому процедурами. Кто хоть раз сидел у рыбацкого костра, отхлебывая из миски обжигающее, вкуснейшее из первых блюд, поймет меня правильно.

На следующий день, на рассвете, мы опять были на том же месте. Плотва и подлещик остались верны себе — клевали хорошо. Часам к одиннадцати утра в нашем садке уже было килограммов пять рыбы. В полдень я решил повторить свой вчерашний «подвиг». Погода была точно такая же — южный ветер, волна, солнце. Самое интересное, что я нисколько не сомневался в успехе! И предчувствия меня не подвели.

Одним словом, тот же спиннинг, та же блесна, тот же «пятачок» тот же клев! За маленьким исключением: на этот раз окуни брали более крупные. За полтора часа ловли двадцать два полосатых красноперых горбача переселились из озерных глубин к нам в садок.

Назавтра Макс уехал в Москву. На прощание он мне сказал приятные для любого рыболова слова:

— Значит, ты не врал, когда хвалил местную рыбалку!..

Я прожил на даче до начала сентября. Весь месяц, практически каждый день, я рыбачил на Белом озере. Были дни удачные, были не очень. И каждый раз, когда я бывал в том месте, где мы рыбачили с Максом, я доставал спиннинг и пытался ловить окуня. В это трудно поверить, но после тех двух дней, в этом месте у меня больше не было ни одной поклевки. Ни одной!..

Я до сих пор не могу понять, что это было: необыкновенный «визит — эффект» или просто кто-то не дал мне ударить лицом в прибрежный камыш перед столичным гостем?..

Летом я опять собираюсь в родные места. По родителям соскучился. Да и по лесу побродить охота, и рыбку поудить. Надо будет обязательно пригласить с собой Макса или еще кого-нибудь из московских друзей. Уж очень хочется опять всласть половить окуней!.. Хочется верить, что при гостях они меня и на этот раз не подведут!

В.Полейко

Карась на спиннинг

Случается, что на некоторых водоемах карась почему-то предпочитает держаться вдали от берега. По крайней мере, это касается рыбин относительно солидных кондиций и годных уже не только в качестве живца или...

Весенние лещи таежного озера

Весна выдалась на удивление ранней и спорой, еще давеча сугробы, подкрепленные и ободренные ночными заморозками, вальяжно и пышно кутали таежные дебри, а нынче обмякли и оскудели. Глядь, и на озере...

Зимний судак

Среди недели пришла короткая оттепель, гарантирующая подвижку судака. Душу будоражили рассказы друзей, шикарно отловившихся по крупному судаку. У меня же вырваться с работы не получилось. Дождался выходного, сегодня у нас...

Ловля рыбы в июле

С приходом июля рыбалка приобретает новые черты. Летняя жара, а она в этот месяц почти повсеместна, не может не отразиться на поведении рыбы. К тому же в эту пору водоемы...

Белый амур на Юге России

Стараниями рыбоводов белый амур распространился по разным районам России. Но немногие рыболовы могут похвастаться тем, что успешно его ловят. Белый амур — рыба у нас на Дону не редкая, он обжил...

Густера

Густера — Blicca bjoerkna (Linnaeus, 1758). Гусцяра, ласкiрка (белорус.); плоскирка (укр.); white bream, silver bream (англ.); breme bordeliere, brerne blanche (фр.); Glister, Pliete, Blicke (нем.); Hire (норв.); parkki (фин.); nurg...