«Военно-полевая» рыбалка
«Рыбалка – это не увлечение, не привычка и, тем более, не просто желание заняться чем-нибудь в свободное время.
Рыбалка сродни поэзии: это – состояние человеческой души».

Шаорское водохранилище

В начале 60-х годов мне пришлось служить в различных районах Закавказья — в Западной и Центральной Грузии, Армении, Нагорном Карабахе, Азербайджане, бывал и в населенных пунктах на побережье Черного моря.

Различие географических и климатических условий, разнообразие ландшафта, а главное, гидрографии, представляли для меня, как для топографа, профессиональный интерес. С другой же стороны, как увлеченный рыболов, я получал широкие возможности для рыбалки.

Лещи в ромашках

...Эта, особо запомнившаяся рыбалка, состоялась 1 июня 1963 года. Наша часть была на полевых и, как раз в свой день рождения, ко мне приехала жена. Рано утром, сложив провизию и снасти в кузов «ГАЗ-51», мы всем отделением выехали из г. Кутаиси.

Конечной точкой маршрута было горное озеро около г. Зугдиди. Нам предстояло проехать порядка шестидесяти километров, а затем подняться до перевала через Никеральский хребет (1217 м над уровнем моря) и спуститься к озеру, находившемуся на высоте 1129 м. Тогда это озеро было безымянным, теперь на нем расположено Шаорское водохранилище.

Асфальт кончился сразу за городом и началась «тряска» по каменистой, разбитой и пыльной дороге. Параллельно шоссе, по ущелью р. Цкалцители, тянулась железная дорога к марганцевым рудникам г. Ткибули. Места обжитые, густо населенные, до высоты 400 м покрытые виноградниками, садами, а выше — до 1200 м — лиственными лесами.

Сразу за г. Ткибули начался серпантин крутого подъема дороги на хребет. Но вот, наконец, последний затяжной подъем — и мы на перевале.

Красота открывшегося пейзажа была впечатляющей. На западе блистало Черное море, на севере, в легкой голубой дымке виднелись мощные вершины и крутые отроги Кавказского хребта. А справа под нашими ногами в обрамлении зелени раскинулось овальной формы горное озеро. Его заливные берега (особенно в восточной, низменной части) представляли собой луга разнотравья. Их украшением был сплошной ковер из ромашек — от мелких, по несколько штук на кустике, до одиночных, на высоких стеблях, цветов с крупными головками бело-розовых лепестков, обрамляющих ярко-желтую подушечку.

Быстро спустившись с перевала, мы обогнули половину озера. Переехав через небольшую каменную плотину-запруду с трубой, по которой лишняя вода сбрасывалась из озера в ложбину между увалами предгорья, остановились прямо на ромашковом лугу.

На 15 - 20 метров по мелководью тоже росли ромашки! Казалось, что озеро купалось в бело-желтом тумане цветов!!! Такое увидишь редко. Объяснялось же все просто — после таяния снегов в горах озеро разлилось, и вода затопила прибрежный луг.

Быстро устроив бивак, мы разошлись по берегу. Снарядив и забросив одну удочку, оставил ее жене, а сам стал собирать вторую бамбуковую трех-коленку. Как вдруг раздался взволнованный и радостный крик: «Олежек!» Удилище, которое жена, конечно, положила на воду, не ожидая поклевки, медленно уплывало в глубину. Я с другом, Женей Дворецким, бросился на помощь, крича: «Не дергай, плавно отступай к берегу!» Но Света справилась сама. Сделав несколько рывков, полуторакилограммовый лещ показался из воды, глотнул воздуха и покорно лег плашмя. Жена, задыхаясь от волнения говорила: «А я увидела, как лещ прыгнул в воде и только успела подумать: «Вот этот уже мой!» — а он и схватил».

Начало было положено — и кем, именинницей, первый раз в жизни взявшей удочку в руки! Ее восторгу от такой удачи не было предела, но ловить дальше Света не захотела, несмотря на все уговоры: мол, больше такого не будет, я лучше этого побыстрее зажарю.

Теперь настала наша с Женей очередь показать мастерство. Забрели на 5 — 7 метров. Было так мелко, что прохладная вода не доходила нам даже до колен. Ромашки покачивались, притапливались под нашими ногами. То и дело слышалось бульканье пузырей и всплески. Рыба спокойно кормилась на затопленном лугу, не обращая на нас внимания.

Вот и верь «книжным» специалистам, утверждающим, что лещ — рыба пугливая, осторожная, без хорошей подкормки не берет и держится только на средних глубинах! Увы — здесь теория расходилась с практикой. И это, кстати, не первое мое наблюдение.

В Новгородчине (Боровичский район), также в июне, на мелком песчаном плесе озера Сомино ловил я лещей на 4 — 5 кг... из-под вымени коров, когда в жаркий полдень стадо отдыхало, забредя в воду.

Корм — вот что привлекало лещей и заставляло их выходить в 2 — 3 метрах от берега на глубину всего в 30 см. Природа всегда поддерживает равновесие. Все были довольны: коровы — отдыхом в воде, лещи — свежим и обильным кормом, а я — рыбалкой.

Вернемся от коровьих лепешек, о которых, как о корме писал еще Сабанеев, к более поэтическим ромашкам. Лещи ходили у нас между ног. Для быстроты насаживания полотняные мешочки с червями мы повесили на шею. Клев на червя (видимо, здесь он для рыбы был внове) шел непрерывно. И это был не нерест — лещ был без икры. Мы попали на короткий период посленерестового жора!

Заброс, кивок, легкая потяжка — и поплавок ложится на бок. Подсечка, борьба, глоток воздуха — и вот он, красавец. Бери за жабры!

Дело, однако, осложнялось тем, что при таком интенсивном клеве большая часть времени терялась на выход спиной обратно к берегу с одним пойманным лещом. Мы оптимизировали ловлю — но каждый по-своему. Я приспособил к поясу садок, а Женя Дворецкий поступил, я считаю, просто гениально. Он надел широкие полевые армейские брюки, застегивающиеся у ботинок на пуговицы, забрел снова в воду и... расстегнул ширинку!! Теперь складирование пойманной рыбы не вызывало затруднений. Подлещики отправлялись в штанины через ширинку, а лещи покрупнее (на 1,5-2 кг) туда же, но уже через ремень брюк.

Я уже обловился и выбрался на берег. А упрямый Женька, видимо, решил выловить всех лещей в озере. Он забрел еще дальше в ромашки. Поклевки стали более редкими, но лещи были крупнее — до 3 кг. Наконец, то ли у него закончились черви, то ли он понял, что обловил меня — Женя стал выходить на берег. Это надо было видеть! С «беломориной» в зубах, в раскорячку, он еле передвигал «слоновые» ноги в распиравшихся рыбой брюках. Штанины топорщились и колыхались от бьющихся лещей. Когда мы, с большим трудом, расстегнули Женьке пуговицы на щиколотках, вокруг него на ромашковом ковре образовалась серебряная гора рыбы. Сколько лещей и подлещиков уместилось в штанах от щиколоток до пояса — прикиньте сами.

О.Чоквич

О мормышке, кивке и любимой удочке

Как давно это было, а кажется, будто вчера! Однажды мой сослуживец Николай Гаврилов предложил мне поехать на подледную ловлю. Оказалось, что большая группа рыболовов из города Рени Одесской области наметила...

Прежде чем поменять приманку, лучше переставить лодку

Июнь. Наконец-то можно снова легально ловить спиннингом, не размениваясь на изрядно надоевшую ловлю мирной рыбы. Удовольствие это для меня сомнительное, скорее лекарство от рыболовного зуда. В плюсе импровизированная донка из...

Со спиннингом на язевой приваде

До рассвета оставался примерно час, когда я подошел к Оке, точнее к ее заводи с тихим и слабым течением, где еще вчера оставил приваду. Место было удачное: прибрежные невысокие кусты...

Лещ в предзимье: факторы клёва

Наступление холодов вносит значительные коррективы в поведение рыбы. В ноябре наиболее показательно поведение леща, поймать которого по холодной воде не так просто. Вслед за рыбой рыболовы тоже вынуждены менять свои...

Прикормка для ловли окуня

Прикормка для ловли окуня будет не лишней, если Вы ловите на донную снасть или обычную удочку. Составленная прикормка на окуня своими руками в своей основе состоит из компонентов животного происхождения. ...

Ловля красноперки

Кто из рыболовов не испытывал в детстве трепетное чувство, поймав красноперку? Раннее июльское утро, таинственная глубина под неподвижно застывшим поплавком, поднимающиеся со дна темно-зеленые стебли рдеста. Не спускаю глаз с тонкого...