Выбор троллингового мотора. Коротко – о главном
«Рыбалка – это не увлечение, не привычка и, тем более, не просто желание заняться чем-нибудь в свободное время.
Рыбалка сродни поэзии: это – состояние человеческой души».

Выбор троллингового мотора. Коротко – о главном

Выбор троллингового мотора

Троллинговый мотор революционным образом изменил древнейшее искусство рыбной ловли. Эти моторы позволяют почти бесшумно и неторопливо выйти к месту лова или двигаться вдоль берега или зарослей, точно следуя вдоль самой извилистой кромки воды, или неторопливо дрейфовать по ветру, поперек волн или течения.

Выпускаются такие моторы в разнообразных конфигурациях, предназначенные как для установки на носу, так и на транце лодки.

Как выбрать троллинговый мотор?

Многие факторы влияют на выбор типа мотора, не только деньги. На нос или на корму ставить мотор? Рыболовные лодки, в общем, не ходят по прямой. Лодку проще тянуть, чем толкать, и легко повернуть нос, чем развернуть корму. Большее распространение получили моторы для установки на носу лодки, потому что с их помощью легче управлять судном, лодка их лучше слушается и более точно движется.

Соответственно, таким моторам нужна меньшая мощность и меньшая тяга. А чем управлять? Румпелем, ножной педалью, рукой или лазерным дистанционным переключателем... Какого напряжения и тяги мотор нужен?

Что означает слово "тяга"?

Троллинговые моторы классифицируют по величине развиваемой ими тяги.

Тяга – это эффективность работы, а не выходная мощность электромотора, которую измеряют в киловаттах или в лошадиных силах.

Тяга – это постоянно действующая сила, которая возникает как результат выработки электромотором мощности, зависит от формы винта, его шага и размеров, а также и от скорости вращения винта.

Винты конструируются с расчетом на развитие максимального ускорения сразу после начала вращения. Следует иметь ввиду, что прямой связи между величинами тяги и мощности мотора нет, т.е. если указано, что мотор развивает тягу в 735 Вт, это не означает, что его мощность составляет 1 л.с.

Троллинговый мотор и емкость аккумулятора.

Аккумулятор – это не очень сложно.

К примеру, мотор с тягой в 200 Н потребляет ток силой в 40А. Каждый мотор рассчитан на работу в течение 6 часов с половинной тягой, т.е. с потреблением тока 20А. Это значит, что этому мотору нужен аккумулятор емкостью в 120 А•ч. Выбирать при этом следует аккумулятор с потенциалом емкости 240 А•ч, потому что требуемый ток такой аккумулятор будет выдавать до половинной разрядки. В идеале, выбирать следует аккумулятор, который будет выдавать ток силой 20А в течение 10 часов. Если же троллинговый мотор будет использоваться при больших нагрузках, потребляя ток в 30-40А, то и запас энергии в аккумуляторе снизится на 10-15% и более.

Изменение скорости разряда аккумулятора от потребления тока называется коэффициентом Покерца. При возможности, всегда следует выбирать аккумулятор, рассчитанный на генерацию тока в течение 10 часов. Это позволит наиболее тесно приблизить потребление тока троллинговым мотором к характеристике аккумулятора.

Какая польза от систем "с управляемой шириной пульсации"?

Системы "с управляемой шириной пульсации" (PWM) построены на транзисторах и способны мгновенно включаться и выключаться, т.е. пульсировать.

Переключатели Motorguide DuraAmp и Minn Kota Maximiser включаются/выключаются почти 20–30 тысяч раз в секунду. Длительность состояния "включено-выключено" управляется, так что уровень тока определяется отношением длительностей этих состояний выключателя.

Чем больше длительность состояния "включено", тем больший ток протекает по цепи. Чем состояние "включено" длится меньше, тем меньше протекающий ток.

На графике состояния "включено-выключено" выглядят как прямоугольная волна. Системы с управляемой шириной пульсации значительно более эффективны, чем цепи с колебательными контурами. Пульсации обеспечивают полное напряжение тока для большей тяги мотора. Единственный недостаток – сильные электромагнитные наводки.

Когда троллинговый мотор под нагрузкой включается в цепь, токи могут достигать очень больших значений. Выключатель Maximizer имеет функцию плавного запуска, которая ограничивает обороты троллингового мотора, так что удар пор цепи не происходит. Тем самым значительно продлевается срок службы такого мотора.

Как ухаживать за троллинговым мотором?

Хранить мотор следует всегда чистым и сухим. После использования мотора в морской воде, его следует полностью промыть. Антикоррозионный анод, который следует ставить на мотор во время работы в морской воде, следует регулярно осматривать и заменять при необходимости.

Поверхности анода должны быть чисты, причем рекомендуется периодически его снимать и подтягивать. Крепить анод следует непосредственно над дейдвудом.

Если троллинговый мотор вынес трудный сезон эксплуатации, то его следует полностью осмотреть и удалить пылесосом всю угольную пыль. Ничто не влияет так на работу контроллера и не может быть причиной искрения, как густые отложения угольной пыли.

Пыль может откладываться на щетках. Для электромотора регулярная чистка – залог длительной безаварийной службы.

Проблемы с троллинговыми моторами:

Мощность мотора менее обычной. Следует осторожно применять мотор на рыбалке в густых зарослях. Если водоросли намотаются на винт, то мотор будет перегружен. Возрастание тока повысит температуру всех узлов мотора, перегревая их. Следует проверить, не снизился ли ток от аккумулятора, а также, не ослабли ли контакты, что также может понизить мощность мотора.

У мотора не включаются одна или несколько скоростей.

Необходимо:

  1. Проверить контакты в переключателе скоростей и на потенциометре.
  2. Проверить контакты между узлами мотора.
  3. Проверить галетный переключатель на наличие нагара или другие повреждений.
  4. Проверить проводимость и сопротивление контактов с помощью мультиметра или закоротить каждый разъем переключателя скоростей для проверки его работоспособности.

Если переключатель неисправен, то одна или несколько его катушек могут быть повреждены.

Осенние карпы

Приятно посидеть с удочками на ласковом весеннем солнышке. Здорово взять карпа на плавающую у самого берега корку теплой летней ночью. Но осенью карповая рыбалка вдруг приобретает какое-то новое измерение, ради...

Угри. Остроголовые и широкоголовые

Одни говорят, что для успешной ловли крупного угря есть только одна приманка - маленькая рыбка! Другие придерживаются иного мнения: рыбка-приманка ничего не дает - бери червя! Одни утверждают, что угря...

Под дощатым настилом

Укрытия для рыбы бывают не только естественные. На многих водоемах в изобилии встречаются и искусственные. В первую очередь это всевозможные мостки, лодочные причалы и тому подобные сооружения. Вы берете напрокат...

Жерех на спиннинг

Жерех — нечастый трофей для подавляющего большинства спиннингистов. Не то, чтобы его было трудно найти — в отличие от судака или щуки хищник этот довольно приметен. Зону его активности видно...

Ловля на боковой кивок

  Крупные, глубокого белого цвета лилии неподвижны на темной глади озера. По макушкам прибрежных сосен иногда пробегает ветер, но внизу абсолютный штиль. Тишина такая, что негромкий разговор слышен за десятки метров...

Рыба была… Голавлики

На месте, которое я давненько облюбовал и даже благоустроил, всегда оставлял рыбе харчишек, никого не было. Тут нераздельно для доночников и разве что одну удочку можно пристроить в сторонке, чтобы...