Два дня рыбалки на Вазузском водохранилище
«Рыбалка – это не увлечение, не привычка и, тем более, не просто желание заняться чем-нибудь в свободное время.
Рыбалка сродни поэзии: это – состояние человеческой души».

Начавшись в этом году, как ни странно, в положенное время, перволедье быстро закончилось. На Вазузском водохранилище лед дорос до 15-18 см, и на него выезжают машины. Трудно поверить, что в прошлом году в то же самое время льда не было совсем - стояла бесконечная осень. А сейчас выходишь на лед, и поначалу кажется, что попал в пору глухозимья: огромное количество помеченных вешками старых лунок, а вокруг - пустые бутылки, упаковка прикормки, грязные газеты, оставшиеся от мотыля. И только большое количество рыбаков на льду говорит, что до глухозимья далеко: есть пока надежда повторить уловы первого льда.

Первый день рыбалки

Погода замечательная: чистое небо в легкой дымке, температура -5, безветрие. Настроение, правда, несколько испортилось, когда подъехали к берегу: проверенные места были уже плотно заставлены жерлицами. Похоже, народ приехал с вечера и «зажерлил» все приличные точки.

Вставать посреди русла смысла не было: дно ровное и рыба не задерживается. Вспомнили, что в прошлый раз знакомый местный рыболов рассказывал о хорошей точке километрах в пяти вниз по течению. С его слов, по левому берегу там есть мысок, который под водой переходит в глинистую гряду, идущую точно перпендикулярно берегу. Щука и окунь держатся на гряде постоянно, а ближе к руслу, на глубине, попадается хороший подлещик. Место неприметное, подъезд неудобный, поэтому рыбаков там всегда мало.

Добираться надо было через заброшенное поле - «дорога» явно не слишком подходящая для старой «семерки», но мы все-таки рискнули.

Дорога заняла немало времени, так что разбираться с рельефом дна, искать перепады глубин было некогда. С живцом повезло: под берегом, на глубине около полутора метров, постоянно клевали мелкие окуньки. Наловив живца, сразу выставили жерлицы. Лунки насверлили вдоль двух свалов предполагаемой подводной косы. Даже работая в быстром темпе, мы смогли зарядить все 15 жерлиц только к 11 часам. Это было, конечно, поздновато.

Теперь можно было и осмотреться. Место оказалось действительно неприметным: метров на 500 вокруг не было ни одного рыбака. Мы решили разделиться. Михаил отправился на поиски окуня, Валера остался караулить жерлицы, а я решил заняться подлещиком. Пробурив с десяток лунок, нашел переход свала в дно русла.

Собираясь на рыбалку, я прихватил фирменную поплавочную прикормку и панировочные сухари. Вообще, я предпочитаю кормить только чистым мотылем, но в этот раз мы собирались в основном за хищником, окунем и щукой, мотыля взяли с собой немного, и я решил использовать оставшуюся с лета прикормку.

Закормив лунки, собрал две удочки с длинными металлическими кивками и, надев мотыля, опустил мормышки. Не могу сказать, что при ловле подлещика такая снасть более уловистая, чем поплавочная, но наблюдать за поведением кивка мне лично интереснее, чем просто ждать, когда всплывет поплавок.

Однако рыба не брала. Начал менять мормышки, ставя все более мелкие. Первая поклевка произошла, когда я поставил совсем маленькую, «спортивную», мормышку диаметром 1,5 мм на леске 0,07 мм. Попался вполне приличный подлещик, граммов на 300, потом второй, за ним третий. Значит, прикормка все-таки работает, порадовался я, но, как оказалось, напрасно. Эта «троица» стала всем моим уловом в первый день.

Несмотря на приятную погоду, дела шли, мягкого говоря, не ахти. На 15 жерлицах загорелись три флажка, и в итоге Валера вывел всего одну щучку граммов на 800. Михаил за несколько часов активного поиска поймал трех 100-граммовых окуней. Это был пролет, причем по всей рыбе. Как только село солнце, мы стали собираться. Жерлицы оставили до утра и отправились к знакомым переночевать. По дороге встретили несколько групп рыболовов. Оказалось, пролетели практически все. Лучший результат - с десяток подлещиков и пара щучек. Одному удалось вытащить леща на кило с небольшим, но общая картина была грустной.

Второй день рыбалки

Вместо обещанного синоптиками похолодания до -13 градусов, утро встретило нас «плюсом» и устойчивым ветром. Выехали в темноте и двигались в свете фар по своим следам. Решили проверить жерлицы и закормленные лунки.

К большому удивлению, нас встретили четыре флажка. На двух жерлицах сидели килограммовые щуки. Михаил, взяв удочку с маленьким кастмастером, отправился искать «товарного» окуня, а я снова занялся подлещиком. На закормленных с вечера лунках поклевок не было совсем, но Валера, перезарядив жерлицы, быстро нашел рыбу. Он обладает, можно сказать, потрясающим чутьем: не ищет рыбу, ориентируясь на рельеф дна, а просто садится на первые же просверленные лунки и обычно оказывается в самом удачном месте. В этом я убеждался не раз. Увидев, что Валера начал таскать рыбу, я просто засверлился рядом. Поскольку мы давно вместе ездим на рыбалку, то проблем «этикета» не возникает.

Эти лунки мы закормили оставшимся мелким мотылем. Нельзя сказать, что подлещик клевал очень активно, но постоянно, без больших перерывов. Правда, ловлю приходилось прерывать, потому что активность подлещика почему-то совпадала с щучьей. Приходилось бросать удочки и бежать к загару.

Неприятной помехой стало то, что в результате ночной оттепели и холодного ветра на поверхности снега появились мелкие льдинки, за которые постоянно цеплялась тонкая леска. Здесь я пожалел, что после первого дня поставил на свои удочки леску 0,09 мм. Пришлось менять на более толстую - 0,12 мм. При этом количество поклевок практически не уменьшилось, но ловить стало проще.

Во второй день щука была значительно более активной. Мы не считали поклевки, но их было явно больше 20. Но брала она очень осторожно, и когда мы подбегали, живец часто бывал брошен. В первый день мы поставили жерлицы вдоль обоих склонов подводной косы, но так как клева практически не было, то разницы не заметили. А вот во второй день, оказалось, что работают только те, которые стоят вниз по течению. Обычно так и бывает: малек укрывается за подводным рельефом, здесь его и находит щука. Но дело в том, что в месте, где мы ловили, не было никакого течения.

Разобравшись с предпочтением щуки, мы переставили все жерлицы вниз от косы и расположили их двумя рядами: один вдоль косы, другой вдоль берега. Перепад глубин под жерлицами был от 5 до 9 м, но никакой особой закономерности в поклевках мы так и не заметили. Бывало, что одновременно срабатывали две жерлицы: одна - под самого берегом, другая - почти на русле.

Единственное, что нас несколько смущало, так это размер хищниц. Кроме двух, весом более 2 кг, остальные были не более килограмма. А вот с окунем у Михаила ничего не получилось: за целый день поисков лишь пяток 100-граммовых полосатиков.

Декабрьский день короток, в четыре пришлось смотать снасти. Очень хотелось остаться еще на денек и отыграться за субботнее «поражение». Но в целом наш улов оказался вполне приличным: десяток щук, полсотни подлещиков да несколько окуней.

Н.Чевтайкин

У таежного ручья

За околицей деревни дороги исчезают, и я попадаю в глухой таежный лес. Тяжело шагать по высокой траве, наклоняясь под упругими ветвями елей, и огибать топкие ямы, наполненные прозрачной водой. Но еще...

Как мы вываживали тайменя

Прошел почти год с моей последней зимней охоты на тайменя. Тогда мы с друзьями рыбачили в конце марта на реке Иман (ныне река Большая Уссурка) и поймали трех таймешат весом около...

Рыбалка на Кирпичном ручье

С Витькой мы познакомились в гаражном кооперативе. Этот не приспособившийся к новой жизни наивный сорокалетний мужичок пребывал на тот момент в ситуации, называемой иногда черной полосой. Но, то ли из-за...

Камчатка. У мыса Безымянный

Эти воскресные дни я твердо решил посвятить даче. Так бы оно и вышло, если бы не ранний звонок старого приятеля: «Едешь на терпуга?» Чтобы заглянуть в гараж и собрать все необходимое...

Зимой — летней снастью

Я живу на берегу Енисея, в знаменитом Шушенском. Места наши на редкость красивые, а рыбалка — просто замечательная. Каких только рыб не встретишь в наших водоемах! Таймень и ленок, хариус...

Большой амударьинский лопатонос

Большой амударьинский лопатонос — Pseudoscaphirhynchus kaufmanni (Bogdanov, 1874).  Большой лопатонос, скафиринх; чаклик, таш-бекре, донгуз-балык (узбек.); big Amu-dar shovelnose (англ.).