Соловей – лучший из лучших
День-другой - и запоют соловьи. Первую песню соловья в Подмосковье я слышу 2-5 мая - в точном соответствии с указанием любителя и знатока соловьиного пения И.С. Тургенева, что соловьи прилетают дня за три до Егорьева дня (6 мая). Бывая на реке, в припойменных лесах, даже просто в городских парках, до самой середины июня мы будем наслаждаться пением этого лучшего из наших певцов.
Первыми прилетают старые самцы. Они занимают наиболее подходящие для гнездования участки, обычно на большом расстоянии друг от друга. Это самые искушенные певцы. Они нередко первыми начинают вечернее пение. Как заметил московский орнитолог профессор Г.Н. Симкин, записавший и тщательно изучивший тысячи песен соловьев, у таких певцов издавна ценились необычный строй песни, совершенство исполнения колен, полнота и глубина звука и умение чередовать песни своего репертуара, недоступное для ординарных певцов.
Более молодые самцы селятся рядом со старыми. Нередко образуются небольшие группировки птиц, в которых устанавливается определенная иерархия пения. Так, молодой самец может петь совсем рядом со старым самцом, но ему разрешено подавать голос, только когда замолкает последний. Иначе он изгоняется.
Молодые самцы учатся петь у стариков. Поэтому, когда птицеловы отлавливали лучших певцов, репертуар местных соловьев обеднялся. Для спасения соловьиной песни даже вводились запреты на этот промысел.
В репертуаре каждой птицы обычно имеется 10-20 вариантов песен, которые состоят из четко различимых серий повторяющихся звуков. Их называют коленами. В песне чаще бывает 6-8 колен, но встречаются певцы, исполняющие подряд и вдвое больше колен. Каждое колено имеет народное название: почин, дудка, раскат, дробь, пленьканье, клыканье, кукушкин перелет и другие. И варианты исполнения колен тоже имеют названия. Есть, скажем, водопойная дудка, и есть лешева дудка. Соловьиный «словарь» очень велик.
По наличию или отсутствию определенных колен и типов песен знатоки узнают местных и пролетных птиц и различают, например, подмосковных и курских соловьев.
Когда на территории поющего самца появляется самка и образуется пара, самка строит гнездо. Обычно оно располагается на земле, иногда в основании куста. Обнаружить гнездо нелегко, так как птицы очень осторожны: прежде чем подойти к гнезду, они несколько раз спускаются на землю, как бы запутывая свой след. На постройку гнезда, откладку яиц и их насиживание уходит около месяца. Вскоре после появления птенцов самцы петь перестают.
Пусть с биологической точки зрения песня соловья - это лишь призыв самки и предупреждение самцам, что территория занята и хозяин готов ее защищать. Но ведь почему-то одни птицы призывают и предупреждают карканьем, а другие - завораживающим пением, которое вдохновляет поэтов, музыкантов, художников. И делает людей весной немного счастливее.
Помните сказку Андерсена о соловье, песня у которого была такой прекрасной, что ничего прекраснее и на свете не было? О том, как бедный рыбак, слушая его пение, забывал о всех своих бедах и только и мог произнести: «Господи, как хорошо!»
Послушать соловья можно и в городе. Например, в Москве поет не менее 2,5 тысяч соловьев, а скорее всего, их около 5 тысяч. Известно это стало благодаря «Соловьиным вечерам», которые ежегодно проводятся уже много лет. В мае, когда соловьи заняли свои территории и активно поют, горожан призывают сообщать по телефону или интернету о поющих в городе соловьях. Откликаются тысячи людей, и с каждым годом их становится все больше.
Вот что о «Соловьиных вечерах» мне рассказал их инициатор и вдохновитель кандидат биологических наук ВадимАвданин, ныне президент Клуба спортивных орнитологов «Птицы и люди»:
Когда рождался этот проект, о соловьях или науке никто не думал. Хотелось привлечь внимание москвичей к вопросам охраны птиц в городе, чтобы люди научились слышать и слушать птиц. И чтобы сами участвовали в проекте. Идеальным объектом для этого оказался соловей: птица, любимая в народе, поет громко и большинство горожан его песню знают.
С помощью москвичей удалось выяснить, что самый соловьиный в Москве - Восточный округ, что меньше соловьев становится на западе столицы, что даже в Центральном округе поет почти полторы сотни соловьев, в том числе в Кремле и - закономерно?! - в маленьком палисаднике у «Дома композиторов».
Близость человека не пугает соловьев. Известны случаи, когда в городских парках птицы устраивали свои гнезда всего в нескольких метрах от многолюдных аллей и успешно выводили птенцов. Для того чтобы соловей поселился рядом с нами, не так уж много нужно: куртина кустов, участок влажной почвы, покрытой прелой листвой, где птицы могли бы собирать насекомых. К сожалению, во многих местах сейчас так много хищников, тех же кошек и крыс, что соловьям трудно выводить птенцов. И все же их у нас живет неожиданно много, и количество птиц с годами не уменьшается. А это значит - городская среда еще не окончательно истощена. Что, согласитесь, приятно.