Некоторые вопросы биологии и поведения рыб
Однажды Сократ сказал своим ученикам: «Как много известно о всякой чепухе и ничего о клеве рыбы! Почему бы нам не обсудить проблему? Логика требует начать с объекта».
Последуем этому совету и обсудим некоторые вопросы биологии и поведения рыб.
Рыбы — самая древняя и наиболее многочисленная в видовом и количественном отношении группа позвоночных животных.
В семидесятых годах девятнадцатого века, когда Л. П. Сабанеев писал книгу «Рыбы России», было известно не более 13 000 видов рыб, сейчас описано не менее 21 000, в то время как пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие все вместе составляют 18 000 видов.
По способности анализировать информацию и образовывать сложные рефлексы головной мозг рыб не многим отличается от мозга высших животных. Обработка информации осуществляется у рыб по стандартным, наследственно закрепленным программам, которые позволяют выделять только простые признаки при различении объектов и ситуаций, но, в отличие от высших животных, рыбы не способны произвести их обобщение. Они довольно быстро обучаются приплывать к источнику слабых низкочастотных колебаний, подкрепленных пищей. Применив этот метод, мне в течение 18 дней удалось приучить несколько крупных лещей приплывать на стук.
С возрастом рыбы приобретают определенный «жизненный опыт», который одним помогает спасаться от врагов (рыболовов и хищников), другим— хищникам — успешнее охотиться.
Плиний Старший в «Истории Природы» очень образно и точно характеризует рыб: «Многие из них бесхитростны в своих поступках и находятся в плену страстей, другие по своим умственным способностям не уступают и посланцу богов — дельфину».
Хищные рыбы, например, «изобрели» различные способы ужения, свои уловистые «мормышки» и «блесны». У одного из таких удильщиков — морской рыбы-мыши непосредственно над пастью находится своеобразная «телескопическая удочка» (илициум), оснащенная «мормышкой» — кисточкой из темных и рябых кожных выростов. Подергивая «мормышкой», рыба-мышь привлекает любопытных жертв к пасти и молниеносно их схватывает. Мормышка, сделанная мною по образцу «мормышки» морской мыши, оказалась очень уловистой и без насадки. Для ее изготовления я взял обычную «овсинку» средних размеров и привязал к ее вершине кисточку из небольших, длиной 0,7 сантиметра, полосок прочной рыбьей кожи (налим, гольян, сом, треска).
Среди животных рыбы имеют самый широкий спектр органов чувств (рецепторов). Некоторые из них обладают уникальной электро- и сейсмочувствительностью, имеют поразительно тонкое обоняние. Они способны производить и выделять световые, электрические, химические и акустические сигналы и раздражители, которые помогают им сообщаться с другими рыбами, защищаться от врагов или добывать пищу.
Органы чувств позволяют рыбам получать всю необходимую информацию об окружающей среде. Свет они воспринимают глазами, кожей, отдельными нервными окончаниями и небольшим выростом мозга — пинеальной железой, который называют «третьим глазом». Предметное видение возможно только глазами, которые для многих рыб являются главным рецептором.
Человек различает зрительные объекты с угловым поперечником в одну минуту, а рыбы — в две-три минуты. Острота зрения у многих рыб в два-три раза ниже, чем у людей с нормальным зрением. Однако у рыб некоторых видов зрение на расстоянии до пяти сантиметров от глаз очень острое.
Видение у большинства рыб панорамное, глаза способны воспринимать краски, детали текстуры и формы. Формирование изображения оптикой глаза рыб своеобразно. Его можно сравнить с тем, как видит предметы человек сквозь стеклянный шарик.
Попутно замечу, что среди рыболовов бытуют неверные представления о размерах насадки. Естественный корм рыб значительно мельче, чем предлагаемые им приманки. Исключение составляют некоторые хищные рыбы — щука, окунь, ерш, сом, налим... Насадка не должна быть больше крупного мотыля или червя длиной до пяти сантиметров. Некрупные рыбы обычно не могут заглатывать корм, они хватают его и щиплют, поэтому ловить их надо на небольшие, крепко сидящие на крючке кусочки. Маскировать жало крючка не обязательно. Часто эта процедура лишь замедляет процесс ловли.
За поведением рыб во время ловли я наблюдаю через так называемые «корейские окна», которые изобретены корейскими рыбаками. Для того, чтобы рассматривать дно на мелководье. Обычно это деревянный ящик без крышки размером 0,5 X 0,2 X 0,8 метра, дно его сделано из стекла и не пропускает воду. Ящик через гибкую вставку соединен с шестом-ручкой. «Корейское окно» кладут на поверхность воды, удерживают и перемещают с помощью ручки; через его дно и успокоенную им воду ведут наблюдения. «Корейские окна» цилиндрической формы предназначены для наблюдения за ловлей через лунки во льду. Дно и у них может быть плоским стеклянным или сферическим, сделанным из оргстекла. Сферическое дно значительно расширяет поле зрения, позволяет регистрировать малейшие движения рыб в прозрачной воде, хотя изображение при этом немного искажено. Эксперименты и наблюдения через «корейские окна» показали, что при любой освещенности рыбы чаще хватают насадку с темного, а не светлого крючка. Вот почему светлые крючки менее уловисты, чем темные.
Корейские окна
Темные предметы больше привлекают рыб, хотя они и менее заметны, чем светлые. Так, мормышка, окрашенная на три четверти в темно-серый или матово-черный цвет, с небольшим, нанизанным на цевье крючка кусочком ниппельной резинки, оказалась наиболее уловистой при ужении плотвы, окуня, подлещика и ерша.
Контрастная чувствительность глаз многих рыб выше, чем у человека, а вот восприятие оттенков цвета развито у рыб в 10—20 раз хуже. Области предпочитаемых человеком и рыбой цветов весьма близки — это голубые и светло-зеленые тона.
Рыбы — самые любопытные существа, что весьма способствует эффективности ужения. Молодь более любопытна и менее осторожна, чем взрослые особи.
Многих рыб привлекают зрительные ориентиры (искусственный свет, подвижные и неподвижные предметы), по направлению к которым они движутся. Такое поведение называют ориентировочно-оптомоторной реакцией. Она связана у рыб с реореакцией — способностью ощущать направление и силу течения, перемещаться в соответствии с ними, стремлением противостоять течению и плыть против него. На течении рыбы часто стоят у неподвижных ориентиров, укрываясь за ними от потока воды, или перемещаются по «нахоженным тропам» от ориентира к ориентиру.
Некоторые хищники используют эти реакции для привлечения рыб. Серая цапля неподвижно стоит в воде, а рыбы, привлеченные ориентиром — цаплей, плывут к ее ногам и становятся ее жертвами.
Наши исследования показали, что рыб больше привлекают темные ориентиры. Установив на выбранном месте темные камни или темно-серые пластиковые мячи, нанизанные на стержень в виде гирлянды, можно значительно увеличить эффективность ловли.
Более высокая по сравнению с водой прозрачность воздуха позволяет рыбам наблюдать надводные предметы на значительно больших расстояниях, чем под водой. Предметы, находящиеся над водой, рыбы наблюдают через своеобразное «окно», называемое люком Снеллиуса (конус лучей в 97,6°). Показатели преломления световых лучей в воде и хрусталике глаза рыбы близки и равны 1,30—1,33 единицы, в воздухе — примерно 1,0 единица, поэтому через воду рыбы хорошо видят надводные предметы. При достаточной освещенности рыбы могут видеть и в очень мутной воде, если подводные объекты находятся в непосредственной близости от глаз.
Многие рыбы обладают поразительно тонкими обонянием и вкусом. Экстракт мотыля они чувствуют в разведении 1:1 000 000 000, причем более концентрированные растворы привлекают рыб меньше, чем слабые. Экстракты из промытого мотыля привлекательнее для рыб; хорошо клюют они и на искусственный «мотыль», сделанный из темного поролона, пропитанного запахом натуральной личинки. В то же время экстракты из жуков-плавунцов, водомерок и других водных клопов отпугивают, например, плотву и карасей, а экстракт из медвежьей кожи вызывает у лососевых реакцию тревоги.
Органы вкуса и осязания разбросаны по всему телу рыб, больше всего их на кожных выростах и на усиках, с помощью которых рыбы обнаруживают пищу, преграду, угрожающую им опасность.
Акустические и другие колебания воды рыбы регистрируют органами слуха, боковой линии, равновесия и различными нервными окончаниями. По способам проведения этих колебаний различают остариофизных и неостариофизных рыб. У остариофизных рыб (к ним относятся, например, карповые) акустические колебания передаются от плавательного пузыря к внутреннему уху через систему косточек — так называемый костный аппарат Вебера. У неостариофизных (сельдей, например) звуковые низкочастотные колебания проводятся через специальные каналы и полости (буллы), соединяющие плавательный пузырь с внутренним ухом и каналом боковой линии. Считается, что все остариофизные рыбы обладают более развитым слухом.
Выделяют ближнюю и дальнюю зоны воздействия акустического поля. В ближней зоне рыбы могут определять местонахождение источника звука по разнице давления частичек воды, возбужденных колебаниями. Возможность определения рыбами источника колебаний, который находится в дальней зоне, пока не доказана.
Все рыбы очень чувствительны к сейсмическим колебаниям. Щука, находящаяся в аквариуме, который стоит на бетонном полу, реагирует на сотрясение от упавшей с высоты двух-трех метров спички. Рыбы могут реагировать на дальние землетрясения. Исследования японских ученых показали, что перед землетрясением меняется естественное поведение рыб.
Органы боковой линии в разной степени выражены у всех рыб: это или линия чёточных пор по бокам тела, или скопление пор на голове либо на других участках. О функциях этой системы органов известно очень мало, но, по-видимому, главной является способность ощущать частотные колебания и движения струй воды. Благодаря органам боковой линии и зрению стаи рыб могут мгновенно изменять направление движения и производить поразительные маневры, при этом ни одна рыба ни на миг не отстает от остальных. Эти органы помогают рыбе выследить невидимую добычу или почуять невидимого врага и ускользнуть от него.
Органы боковой линии через вставочные нервные клетки подключены к так называемой маутнеровской системе иннервации, управляющей волнообразными движениями осевой мускулатуры и резкими бросками из стороны в сторону, которые совершает рыба при действии сильных и неприятных раздражителей. Этот стереотип движений называется реакцией страха и боли.
Часто во время реакции страха рыбы могут впадать в шок. Резко ударяя хвостом, окунь создает ударную волну, которая, воздействуя на органы боковой линии и маутнеровскую систему жертвы, вызывает у нее реакцию страха: жертва мечется и часто впадает в шок. Аналогично реагируют рыбы на действие ударной волны от реактивного самолета.
В заключение этого краткого описания нервной организации и поведения рыб следует признать, что здесь еще очень много «белых пятен». Мы мало знаем об этологии рыб, характере взаимоотношений с рыболовом, влиянии этого фактора на их поведение. Все эти проблемы предстоит еще изучить.
В.Пупышев