Обслуживание безынерционной катушки
«Рыбалка – это не увлечение, не привычка и, тем более, не просто желание заняться чем-нибудь в свободное время.
Рыбалка сродни поэзии: это – состояние человеческой души».

Обслуживание безынерционной катушки

Обслуживание безынерционной катушки своими руками

Нынче летними снастями многие ловят круглый год. Но безынерционную катушку, как и автомобиль, следует подготовить к использованию в холодное время года. В автомобиль заливают зимнее масло. В катушке, не имея зимней катушечной смазки, вы можете разбавить густую смазку жидкой (той же фирмы). А в сильные морозы смазку иногда убирают почти полностью, несмотря на опасность повышенного износа катушки. Чем не пожертвуешь, когда хочется половить...

Зима с ее долгими вечерами располагает рыболова к приведению в порядок его снастей. Например, катушек. Петр Моталов демонстрирует неполную разборку и обслуживание (ТО-1) современной безынерционной катушки.

Инструменты для обслуживания безынерционной катушки

Для обслуживания катушек необходим небольшой набор инструментов (отвертки, гаечный ключ, пинцет, кисточка) и различные виды смазки. В нашем случае это жидкая смазка в масленке, консистентная смазка в тюбике и полужидкая — в баллончике. Такой баллончик особенно удобен для наружных работ, особенно в полевых условиях, для проведения экспресс-обслуживания. Все эти смазки специально предназначены для рыболовных катушек.

Произведем обслуживание катушки высшего класса — «Daiwa Tournament-Z». По простоте обслуживания «Дайвы» стоят на первом месте среди дорогих катушек: на них уходит в полтора раза меньше времени, чем на аналогичные модели некоторых конкурентов.

Снятие и протирка шпули безынерционной катушки

Мы не будем объяснять, как выполнять элементарные операции (отвинчивать винты и т.п. — это и так всем понятно), а остановимся на наиболее важных моментах.

1) Прежде чем разбирать катушку, протрем ее и кисточкой сметем песок (фото 2).

Протирка и заглаживание шпули безынерционной катушки

2) Снимаем шпулю и работаем с ней. В данном случае мы имеем дело со шпулей системы ABS, со встроенным тормозом и бортиком, покрытым нитридом титана. Из-под юбки ШПУЛИ убираем ваткой песок (фото 3). То же делаем и под гайкой (фото 4). Бортик шпули протираем, а если есть выбоины — заглаживаем их мелкой алмазной наждачной бумагой (фото 5).

Смазка безынерционной катушки

3) Снимаем ручку, отвинтив винт на противоположной стороне катушки. Смазываем ее в трех местах (фото 6-8).

Разборка безынерционной катушки

4) Снимаем ротор. У нашей катушки он сверхлегкий, из специального сплава. Сначала убираем под-шпульный узел (у разных катушек он устроен по-разному), затем отвинчиваем стопорный винт, про который иногда забывают (фото 9), и уж потом — гайку (фото 10).

Снятие и чистка ротора безынерционной катушки

5) Сняв ротор, первым делом протираем его внутреннюю поверхность (фото 11). Снимаем с него боковые крышки, чистим и смазываем поверхность ротора под крышками и находящиеся там детали (фото 12-13). Сюда тоже часто попадает песок и начинает хрустеть.

6) Переходим к ролику лесоукладывателя. На T-Z ролик легкий, суперкомпактный, скоростной; на загрязнения он реагирует свистом при работе и поэтому требует постоянного ухода. Его следует обслуживать чаще, чем всю катушку. Снимаем ролик, вынимаем шарикоподшипник, шайбы.

Очистка и смазка безынерционной катушки

Все эти детали мы очищаем и смазываем жидкой смазкой (фото 14: в пинцете - шайба).

7) Обслуживаем обгонную муфту. Этот узел часто ошибочно называют (в том числе в рекламных проспектах) подшипником, роликовым подшипником. На самом деле он не играет роль подшипника, а служит исключительно мгновенным стопором обратного хода, позволяя ротору вращаться только в одну сторону. В отключенном же состоянии обгонная муфта никак не работает.

Самая большая неприятность — если внутрь муфты попадает лишняя смазка, особенно густая. В некоторых инструкциях даже есть предупреждение не обрабатывать муфту густой смазкой: ролики могут залипнуть и перестать работать (для зимней ловли вообще надо убрать отсюда почти всю смазку). Кроме того, проскальзывания и заедания появляются от попадания в муфту грязной воды.

Чистка ватным тампоном безынерционной катушки

В данной катушке обгонная муфта сидит между двумя шарикоподшипниками на одном валу с малой (ведомой) шестерней главной передачи (фото 15). Снимаем ее и чистим ватным тампоном (фото 16).

8) Аккуратно протираем шарикоподшипники (фото 17). Смазки они не требуют. Ни в коем случае нельзя их промывать (главная ошибка любителей!). При промывке в подшипники заносятся мелкие частицы грязи, выводящие их из строя.

Чистка и смазка шестерни главной передачи безынерционной катушки

9) Чистим, а затем смазываем малую (ведомую) шестерню главной передачи (фото 18). Здесь используется консистентная смазка.

Удаление грязи и разборка безынерционной катушки

10) Снимаем крышку корпуса редуктора, вынимаем большую (ведущую) шестерню главной передачи и удаляем грязь (фото 19). Смазываем большую шестерню главной передачи консистентной смазкой (фото 20), а так называемый бесконечный винт - смазкой из баллончика (фото 21).

Смазка каретки и бегунка безынерционной катушки

11) Смазываем каретку с бегунком механизма раскладки лески (фото 22).

Чистка подшипников на большой шестерне главной передачи

12) Протираем шарикоподшипники на большой шестерне главной передачи (фото 23). На них приходится большая нагрузка не только во время вываживания рыбы, но и при простом подматывании лески. У большинства недорогих катушек шарикоподшипник стоит только со стороны ручки, а с противоположной стороны — пластмассовая втулка. При перестановке ручки на другую сторону, под правую руку, эту втулку целесообразно заменить подшипником, иначе очень скоро появится люфт.

На T-Z стоят высококачественные закрытые шарикоподшипники, рассчитанные на весь срок службы катушки. Все обслуживание заключается в их протирке.

Блесна - Незацепляйка

С помощью нехитрого приспособления можно любую блесну превратить в "незацепляйку". Отрезок силиконовой трубочки или нежесткого кембрика длиной 3-5 см и диаметром 3,5-4,5мм с не очень толстой стенкой натягивается на оправку...

Модернизированная «поролонка»: судак ваш!

Многие спиннингисты предпочитают ловить судака на виброхвосты, твистеры, «рыбки» из поролона с «джиг-головками» или шаровыми грузилами. Однако не всем рыболовам удается вытащить судака – гораздо чаще спиннингисту достаются только следы от...

Бортовая удочка с лещевым кивком

Мне приходилось рыбачить с разными лещовыми кивками. На волне при ловле с лодки пружинные и пластинчатые кивки себя не оправдывают, так как при ослаблении лески "выбивают дробь". Поэтому я использую...

Весенняя ловля белой рыбы на Нижней Волге

Ура! Рыбалка началась! Апрель — весна в разгаре! Судак, щука, жерех, сом, окунь — спиннингом, троллингом, на живца, в отвес. Дорвавшись до первой в сезоне рыбалки, каждый из нас отводит...

Вращающиеся приманки. Основы

Автомобильная промышленность разных стран выпускает огромное количество моделей машин. В этом разнообразии каждый желающий может попытаться найти для себя тот авто, который в большей степени соответствует его требованиям. Но что...

Уральские мормышки

Мое увлечение рыбалкой началось еще в детстве, и к тому времени, когда я решил заняться изготовлением мормышек, я уже считал себя рыболовом с приличным стажем. При этом мне хотелось не...