Гламурный опарыш
«Рыбалка – это не увлечение, не привычка и, тем более, не просто желание заняться чем-нибудь в свободное время.
Рыбалка сродни поэзии: это – состояние человеческой души».

22 декабря. Река Ока под Пущино. Температура +2, давление 743 мм рт. ст., ветер С-З, 6-8 м/с, к вечеру стих до 3 м/с. Временами принимался мелкий дождь.

В пятницу съездил в Москву, прикупил приятелю балансиры, а себе катушку свежей лески 0,12 мм. Заодно, прикола ради, купил коробочку опарыша, крашенного в гламурно-розовый цвет.

И вот мы на реке, на часах 8:00. Народу на льду уже много, но все рано меньше, чем две недели назад. На льду нет снега, прошедшая неделя была теплой. А вот лед практически не пострадал - все те же 12 см. Хотя на фарватере и местами по левому берегу надо быть осторожным. Каждый второй рыболов на реке с пешней, что считаю очень разумным - и отверстие сделаешь, какое хочешь, и лед при движении «пощупать» можно.

У нас с собой тоже пешня, плюс два коловорота, хотя идем мы по правому берегу, где лед крепкий. Неделей раньше мы увидели здесь 6 судачьих поклевок - по три на брата. Приятель насверливает серию лунок вдоль берега, на глубине от 1,4 до 2 м, и пробует новый 5-граммовый рапаловский балансир с расцветкой под пескаря.

А я сверлю всего три лунки в 11 м от берега на входе и по краю ямы с подкрутом. Достаю удочку с леской 0,12 мм, привязываю каплевидную вольфрамовую мормышку 2,8 г и подсаживаю к ней 4 мотыля. Глубина подо мной около 4 м. Мормышка находит дно и держит его, а неделю назад эта же мормышка дно находила, но потихоньку ползла по нему. Понятно, что вода спала и течение ослабло, а это значит, что и рыбалка будет другой.

И эти думки подтвердились через 30 минут. На очередном отрыве мормышки от дна произошла поклевка. Мягкая такая поклевочка, плавный, но уверенный загиб кивка. Подсекаю, рыба упирается, идет толчками, на судака вроде не похоже. Но я все равно думаю, что это судачок граммов на 700 - и ошибаюсь. Из шуги в лунке, показывается голова окуня, и весу в икрянке под 350 г.

Гена, облавливая береговые лунки, за это время поймал одного окунька на 150 г и видел еще одну нереализованную поклевку. На часах 9:15. Освежаю мотылей и пробую ловить дальше, но ловить не дает мелкий ерш. Проснулся и заактивничал он сразу на всех трех моих лунках. Причем поклевка этой рыбки могла случиться и в 60 см от дна. Неделей раньше, при высоком давлении, ерш не плыл за мормышкой вверх, а только иногда посасывал пучок мотылей, когда мормышку тянуло по дну течением.

Вот тут-то я и вспомнил про розового опарыша. Снял обсосанных мотылей и аккуратно за кожицу насадил трех довольно активных личинок. Поклевки ерша тут же прекратились, но поклевок другой рыбы тоже не наблюдалось. Я уже хотел было снять их с крючка мормышки и насадить привычного мотыля, но вот тут-то и случилось событие, запоминающееся на всю жизнь. Мормышил я как раз на входе в яму, на уступе с глубиной 4 м, потом шел резкий свал на 8 м. На высоте в 40 см от дна, при размашистой игре кивок зафиксировал точь-в-точь банальный зацеп. И я, зная по опыту двух рыбалок, что на этом месте зацепов нет, тихонько подсек. Рука пошла вверх и тут же обратно вниз - «зацеп» спружинил. Это уже из опыта: сечешь без размаха, так как на дне просто «Клондайк» из всякого, чаще всего людского мусора: обрывки сетей, груза, растяжки забытых и брошенных переметов, якоря, арматура и т.д. Но как бы там ни было, но мой зацеп не вернулся в исходную позицию, а начал тянуть вниз. Тут все стало понятно - рыба, причем совсем не маленькая. Благо я не поджимаю при ловле катушку: достаточно чуть ослабить указательный палец - и пошел сброс лески.

Рыба стянула около 2 м лески, и начался обратный отсчет. Получалось, что подо льдом 6 м лески, и первые три метра я отвоевывал у рыбины около двух минут. За это время я понял, что без посторонней помощи рыбу мне не вывести. Хорошо, что Гена находился в 15 м, увлеченно полоская балансир. Вот тут и прозвучало классическое: «Багор!» Правда, прозвучало не слишком громко, ровно на 15 м - ну, вы понимаете, о чем я.

Гена посмотрел в мою сторону и все понял. Быстро достал багорик из своего ящика и ко мне. Прошло около 4 минут, а рыба все не сдавалась. Под самым льдом пришлось опять сдать около 2 м, но на удивление легко она отдала их обратно. А вот в «стаканчик» диаметром 105 мм она ну никак не хотела заходить.

Приятель тем временем отчерпал ладошкой шугу из лунки, и стало видно, что рыба карповая, но разобрать какая именно было невозможно, так как она подо льдом ходила кругами. Вот где была опасность - она могла просто перетереть леску о нижний край лунки! Но все обошлось. Гена не рискнул брать на себя ответственность и со словами «Давай, ты сам» вручил мне багорик. Я тихонько подвел его под притихшую рыбу и с небольшим усилием вытащил ее на лед.

Это был голавль, и не просто голавль, а красавец длиной 49 см и весом в 1600 г.

Я сел на ящик и прикурил непослушными руками. К торжеству и радости примешивалось чувство жалости к этой рыбе. Вот она, большая и красивая, выросла до таких размеров, минуя все наши ухищрения и пакости, а я взял и изъял ее из природы. Вот так всегда: маленькую жалко, потому что она еще не выросла, а большую потому, что несмотря ни на что выросла и превратилась в большую и красивую. Но с другой стороны - это охота, и трофей есть трофей.

Клюнул голавль в 9:50. И это не первый пойманный мною из-подо льда голавль. На Оке в январе-феврале я ловлю его целенаправленно так как другая белая рыба в это время клюет нестабильно, чего не скажешь о голавле. Чаще всего это голавли от 300 до 600 г, но, чтобы вывести такого - это впервые. Пару лет назад клюнул у меня голавль за кило, и бился я с ним долго, но завести в лунку так и не смог. Он разогнул крючок на мормышке, но что это был именно голавль - сомнений нет, я его видел.

После поимки голавля я в течение всего дня исправно облавливал всю яму вдоль и поперек, пробовал ловить на мочку, опарышей, на черта - все впустую. У Геннадия в 12:10 на балансир со второго взмаха сел судачок на 500 г. Клюнул он на другой стороне ямы, уже на приличном течении, с глубины в 9 м.

Уже ближе к вечеру, когда ветер поутих до 3 м/с, я решил половить на свинцовую нимфу вдоль берега. Нашел бугорок с глубиной в 1,2 м на фоне полутора метров и за 30 минут увидел 7 поклевок. Поймал 5 окуньков до 100 г. И у приятеля балансир пару раз боднул окунек, но не активно, и был он, по всей видимости, под стать моим.

С 15:20 начали опять облавливать яму, но, кроме ерша, никто не клевал. Правда, Гена заловил рыбу, но то была пластмассовая рыбка, и название ей - воблер. Не судак, конечно, но приятель все равно доволен: не каждый день воблеры клюют. На его тройниках были остатки сети. Эта зараза умудрилась убить даже пластмассовую рыбку.

Общую картину клева на реке составить было нетрудно, так как блуждающего рыболовного люда было достаточно. Возле нас на фарватере сидело около 15 рыбаков с донками и «вертолетами». Как такового клева белой рыбы не было. Это было понятно из их разговоров. Изредка садилась на «вертолеты» мелкая белоглазка. Но река есть река: где-то пусто, а где-то густо. Когда мы уже были у машины, один рыболов поведал, что утром ниже по реке, ближе к Пущино, прошел лещ - кто успел, тот поймал.

Судачники ходили целый день по реке, никто толком ничего не поймал, если не считать одиночных невыразительных тычков и пары мелких судачков на всех. Давление пошло вверх, наверное, поэтому рыба уже ближе к вечеру не откликалась на предложенные рыбаками угощения.

Вот такие дела на Оке. Всех читателей с наступающим Новым годом! Удачи и успехов!

А.Нестеров

За бесплатной форелью

- За форелью надо ехать на Верхний Кенай, - с этого начал свои рассуждения мой давнишний приятель. - Именно там водятся самые дикие форели Аляски! Вероятно, чтобы убедить меня окончательно, друг...

Подводная охота на кефаль

Кефаль — одна из немногих промысловых рыб Азовского и Черного морей. Ловят ее по-разному — сетями, на морского червя, но эти способы — не для меня. Я — подводный охотник...

Рыбалка в разгар лета

Два дня мы безуспешно пытались ловить рыбу. Я усердно эксплуатировал свои донки, экспериментируя с различными растительными и животными насадками. Сергей же, заплыв на середину переката на резиновой лодке, с хорошей...

Петрович – Твердая рука

Удача всегда сопутствовала Дмитрию Петровичу. Друзья считали его мастером ловли на квок - и я согласился с ними, когда впервые отправился на рыбалку с этим знатным сомятником.

Фидер: от простого к сложному. Часть 1

Донная ловля с кормушкой известна у нас очень давно. Еще в начале восьмидесятых годов прошлого века рыболовы широко использовали спиннинговые удилища с самодельными кормушками разнообразных форм (от пружин до старых бигуди)...

Ну прямо, как в сказке

В один из зимних сезонов на Шершневском водохранилище (Челябинская область) судак активно ловился на мормышку и блесну с перволедья и почти до конца марта. Потом клев сошел на нет. И...